
В архиве представлены форматы файлов:
- Компас v18.1 .cdw
- Компас v17.1 .cdw
- Компас v16.1 .cdw
- Компас v5.11 R03 .cdw
- AutoCad v18 .dwg
- Растровый файл .jpg
- Файл PDF .pdf
В качестве датчика угловой скорости на турбине К-500-240-2 ХТГЗ применен двухступенчатый центробежный импульсный насос (импеллер), создающий давление 0,8 МПа (8,15 кгс/см2) при частоте вращения ротора 50 c-1 (3000 об/мин) и давлении на всасывании 0,03—0,04 МПа (0,305—0,407).
Насос установлен в опоре переднего подшипника турбины. Ротор насоса крепится к ротору турбины высокого давления. Корпус насоса 13 выполнен сварнолитым с горизонтальным разъемом. Всасывающий патрубок расположен в основной (нижней) части корпуса, напорный — в съемной (верхней) части. Для поддержания постоянного давления на всасе насоса подвод воды к всасывающему патрубку осуществляется из подпорного бачка, установленного на отметке 14 м на колонне машинного зала.

Насос крепится к опоре переднего подшипника при помощи лапы, приваренной к нижней половине корпуса. Импульсные колеса 5, 11, изготовленные из хромистой стали, насажены на вал 6, выполненный из хромомолибденовой стали. Для предохранения от коррозии вал и колеса азотированы. К валу присоединяется хвостовик 3 с муфтой, соединяющей вал насоса с промежуточным валом сигнализатора вращения. Со стороны входа в колесо первой ступени расположена обойма 1, удерживающая уплотнение 2 от аксиальных перемещений. Обойма является одновременно и направляющей втулкой, предотвращающей закручивание потока жидкости вращающимся валом.
Для уменьшения протечек жидкости из камер с более высоким давлением в камеры с более низким давлением на первых образцах импульсных насосов в корпусе установлены плавающие уплотнительные кольца 4, 7, 9, 14, которые затем заменены на неподвижные уплотнения с зазорами, достаточными для исключения выработки уплотнений при существующих пульсациях ротора насоса. Плавающие уплотнительные кольца первоначально изготовлялись из бронзы, что оправдывало себя на масляных насосах, изготовлявшихся заводом.

Однако в связи с недостаточной вязкостью воды (в 30 раз меньшей, чем у масла) поддерживающая сила, которая должна удерживать кольца в соосном положении относительно вращающегося ротора, оказалась недостаточной, и кольца под действием собственного веса опускались на ротор, что приводило к их интенсивной выработке и увеличению зазора. Замена бронзовых колец на текстолитовые (с меньшим удельным весом) существенно улучшила работу уплотнений, но не решила проблему полностью.
Выполнение неподвижных уплотнительных колец при отсутствии существенной пульсации ротора обеспечивает надежную работу уплотнений при соблюдении требований по допустимому бою ротора насоса в пределах до 0,2 мм и требований по центровке корпуса насоса относительно ротора.

Для осмотра и замены уплотнительных колец предусмотрена возможность демонтажа и последующей установки всех насадных частей на вал без отсоединения вала насоса от ротора турбины для этого в дистанционной втулке 10, установленной между дисками насоса, выполнен шпоночный паз, а втулка и колеса насаживаются на вал на одной шпонке 8.
Для замены уплотнительных колец вскрывается верхняя крышка насоса, и удаляются болты крепления насоса к опоре подшипника. Корпус насоса вместе с дисками и уплотнительными кольцами смещается после удаления проставки между корпусом и опорой подшипника по оси в сторону регулятора до полного освобождения колец. Сборка производится в обратном порядке.

Выбор импульсного насоса в качестве датчика угловой скорости определился его достоинством, выражающимся в независимости характеристик насоса от аксиальных перемещений ротора турбины, которые в районе первого подшипника достигают 9 мм. Установка импульсного насоса в качестве датчика угловой скорости создала возможность его размещения на консоли ротора турбины без дополнительных опорных и
упорных подшипников и специальных редукционных передач.
К центробежному насосу, работающему в качестве датчика угловой скорости, предъявляются три дополнительных требования:
- Независимость давления, развиваемого насосом, от давления источника, снабжающего датчик рабочей жидкостью.
- Относительная независимость развиваемого давления от расхода жидкости после насоса.
- Отсутствие пульсации, вызывающей перемещения элементов парораспределения и приводящей к износу распределительных органов и качаниям нагрузки.
Первое требование удовлетворено за счет установки подпорного бачка, обеспечивающего постоянство подпора на всасе, независимо от давления в силовой линии, из которой этот бачок питается.
Второе требование (независимость давления, развиваемого импульсным насосом от расхода) характеризуется расходной характеристикой Q—H. Идеальной была ба характеристика, представляющая горизонтальную линию, параллельную оси Q, получение которой возможно за счет соответствующей профилировки каналов рабочих колес. Удовлетворительное приближение к «идеальной» характеристике при достаточной технологичности изготовления обеспечивает радиальный профиль лопаток рабочих колес, который и выполнен на импульсном насосе.
Для уменьшения пульсации давления выполнены следующие мероприятия, позволившие получить приемлемые результаты:
- исключение возмущающих поток местных сопротивлений (например, уступов литья в сочленениях верхней и нижней половин корпуса насоса);
- удаление воздуха из камер насоса через воздушники;
- обеспечение необходимого подпора на всасе насоса за счет высоты установки подпорного бачка и обеспечения необходимых проходных сечений от бачка к насосу;
- установка дополнительного направляющего аппарата па выходе из ступени, выполненного в виде кольца 12 с множеством мелких отверстий.
|