Учебное пособие содержит описание основных приспособлений и нестандартного инструмента, применяемого при разборке и сборке тракторов, автомобилей, комбайнов и сельскохозяйственных машин.
В пособии рассматривается не только устройство того или иного инструмента, но и рассказано, как им пользоваться. На большинстве рисунков указаны размеры инструмента и приспособлений, что дает возможность при желании изготовить их у себя в мастерской.
Книга служит учебным, пособием для подготовки рабочих на производстве и может быть использована механизаторами, а также сельскими рационализаторами и изобретателями, занимающимися конструированием.
Издательство «Колос», 1975
Технологический процесс ремонта машин связан с выполнением большого объема разборочно-сборочных работ. Так, при разборке до 65% операций падает на отвинчивание болтов, винтов, гаек и шпилек; 45% операций сборки уходит на затяжку различных креплений.
Несмотря на то, что большое число ремонтных операций механизировано (используются электрические и пневматические гайковерты, прессы и т. д.), доля ручного труда в операциях разборки и сборки еще велика. Даже в крупных ремонтных предприятиях уровень механизации на разборке порой не превышает 12%, а при сборке 5% от объема всех разборочно-сборочных работ.
Особое внимание в связи с этим нужно уделять организации труда на рабочих местах. Необходимо обращать внимание не только на повышение производительности труда, но и на качество выполняемых работ, и повышение общей культуры производства. Успех здесь может быть только в том случае, если рабочие, имея высокую квалификацию, станут применять самые современные приемы работы, не пренебрегая даже такими, которые на первый взгляд кажутся мелкими, а рабочие места будут обеспечены всем необходимым инструментом и приспособлениями.
Надежность болтовых креплений во многом зависит от стабильности их начальной затяжки при сборке.
Ослабление болтовых соединений в процессе работы машины вызывает нарушение правильного взаимодействия ее деталей и механизмов, отчего ускоряется изнашивание основных деталей и машина преждевременно выходит из строя, а иногда происходит авария.
Возьмем другой случай. Иногда приходится заменять одну или несколько досок борта кузова грузового автомобиля или прицепа, а отвернуть гайки болтов крепления не удается, так как болт проворачивается в доске. Обычно в этих случаях гайку разрубают или разрезают, на что затрачивается время, не предусмотренное никакими нормативами.
Всего этого можно избежать, если снабдить рабочего специальным инструментом и приспособлениями, позволяющими прочно удерживать вращающийся болт.
Как известно, в машинах есть масса винтов или болтов, расположенных так, что их очень трудно отвернуть или завернуть стандартным инструментом. Встречаются и такие, которые весьма трудно отвернуть вследствие коррозии или механических повреждений. В этих случаях единственным помощником служит специальный ключ или приспособление. Поэтому не случайно научные учреждения, а также отдельные рационализаторы и изобретатели все время упорно работают над усовершенствованием старого и созданием нового инструмента и приспособлений, которые облегчают труд ремонтников и улучшают качество его работы.
Кроме винтовых соединений, в процессе разборки машин приходится иметь дело с большим количеством деталей, собранных с натягом или при помощи клеев, замазок, красок. Такие детали, находясь длительное время в неподвижном состоянии, корродируют, в результате чего для их разъединения приходится прилагать усилия, значительно превышающие усилия соединения.
Часто разъединяемые детали разрушаются, особенно в тех случаях, когда в качестве инструмента применяют молотки и кувалды.
Чтобы облегчить труд рабочего-ремонтника и предотвратить повреждение деталей, в ремонтных предприятиях используют разнообразные приспособления. Их, как правило, рассчитывают на силу одного человека, работающего вручную. Из приспособлений этого вида наиболее широко распространены шпильковерты, отвертки, гаечные ключи, молотки, выколотки, оправки, съемники и др., которые имеют самые разнообразные формы и размеры. Каждое приспособление предназначено для выполнения вполне определенной операции и лишь небольшая часть приспособлений, рассмотренных в настоящем учебном пособии, универсальные.
|